А теперь почитайте историю Гримма в работе учительницы нашей школы Самариной (Потаповой) Елены Александровны (тогда ещё десятиклассницы) Средняя общеобразовательная школа № 10 п. КаменскийКрасноармейского района Саратовской области «Прошлое, настоящее, будущее родного поселка глазами старшеклассницы» Учитель: Гермоний В.В. 2004 год СОДЕРЖАНИЕ Введение стр.3 Глава I. Царский Гримм стр. 4 Глава II. Советский Каменский стр.10 Глава III. Российский Каменский стр.18 Заключение стр.21 Примечание стр.23 Список литературы стр.24 Родина…. Как много сливается в этом слове для каждого из людей. Скажите о Родине - земля, где ты родился, вы скажите всё, и не скажите ничего. Родина людей – Земля. А что является родиной человека? Твой дом, твоя улица, твой город. Для меня моей малой родиной является мой родной посёлок Каменский, где я живу с самого рождения. За свою, пусть ещё совсем короткую жизнь, я успела полюбить его по – настоящему всем сердцем. В моей памяти он навсегда сохранит прекрасное, неповторимое воспоминание, останется в моей душе частью меня. Разве можно забыть это ясное небо, дальние просторы полей и лугов? Тут прошло моё детство, здесь живут мои друзья, здесь впервые я пошла в школу, здесь очень многое для меня было впервые…. Вместе с любовью во мне живет ещё и гордость за мою малую родину. Особую гордость во мне вызывает прошлое поселка. Всё имеет свою историю: каждое строение, камень, дерево, каждая тропка…. Меня беспокоит будущее моей малой родины. Каким оно будет? Как будет выглядеть посёлок, жилые дома, сколько их будет? Какие новые предприятия и организации появятся здесь, какими станут мои земляки? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо заглянуть в прошлое и оценить настоящее. Для этого нужно изучить историю данной местности и постараться решить насущные для посёлка и жителей проблемы. Материалы и сведения собирались по крупицам, это работы известных авторов историков и обыкновенных людей, очевидцев событий. Использованы фрагменты переписки школы с бывшими жителями поселения Гримм, Якоба Шаля, Фридриха Фрицлера, воспоминания заключённого «Каменлага» И. А. Морозова. Проводились беседы со старожилами, жителями поселка Каменский и старшеклассниками школы. Все говорили только теплые и добрые слова в адрес нашего края. Каждый хочет помочь в развитии и процветании нашего родного уголка. ГЛАВА I ЦАРСКИЙ ГРИММ Мой поселок был «основан в 1767 году»¹ немецкими колонистами по указу Екатерины II, как и многие другие поселения в Поволжье. Екатерина II издала манифест, в котором говорилось: «Мы, ведая пространство земель Нашей империи, между прочего усматриваем на выгоднейших населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многия в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур и многих заводов способность великая…»² Существует еще одна версия, которая гласит, что поселок был «основан в 1765 году»³ . В первое время мужское население составляло 402 человека, женское – 367. И образовывали они 171 семью. Каждая семья в среднем состояла из 4 – 5 человек. А вот через 149 лет, то есть в 1912 году число населения уже составляло 11 788 человек. Село получило название Лесной Карамыш, но в повседневной жизни употреблялось название Гримм. Существуют две версии возникновения этого названия. По одной версии это название появилось в связи с неблагоприятными климатическими условиями: постоянная засуха летом, сильные ветры, морозные зимы. Ведь слово «гримм»4 в переводе с немецкого языка означает «гнев, ярость». Вторая версия гласит о том, что в Саратов с отрядом переселенцев прибыл Генрих Ульрих Гримм, бывший по профессии хирургом. Он основал со своим отрядом поселение. Генрих Ульрих Гримм приехал из города Гронунгена Соединенных Нидерландов. В семье хирурга было четыре сына: Генрих Адольф Готлиб, Христиан Фридрих Андреас, Готфрид и Генрих Вильгельм Себастьян. Отец Гримм вел в поселении бурную деятельность: он работал форштегером, писарем, шульмейстером, фельдшером. Его жена Анна Елизавета, урожденная Комперс, тоже пользовалась большим уважением. Она прославилась как опытная акушерка, с ее советами и мнением считались даже в больницах Саратова. Занятием двух старших сыновей Генриха Ульриха Гримма было хлебопашество, Готфрид, третий сын, стал писарем в Конторе опекунства иностранных. Младший сын Генрих поступил в Камышинскую дворянскую опеку. В 1804 году Адольф Гримм был отправлен в качестве депутата в Москву на коронование Александра I, также при случае он должен был добиться разрешения о скорой нарезке земли для колонистов. Можно сказать, что семья Гримм была очень уважаемой в поселении. Эта колония официально носила название Лесной Карамыш, но ее жители и жители окрестных поселений прозвали ее «колония Гримма». Так это название и закрепилось за поселением, зачастую вытесняя его официальное название. Несмотря на плохие климатические условия, первопроходцы не отчаивались. Строили саманные дома, обрабатывали землю, разводили скот. Вскоре село стало расцветать. Жители Гримма полюбили свою новую Родину. Всей душой они были преданы своему селу. В селе протекала река Карамыш. Она брала начало в лесу в Медвежьей промоине, затем ее поток усиливался за счет нескольких источников. Речка пересекала живописный ландшафт с востока на запад, протекала вдоль села и несла свои воды дальше мимо других немецких сел, впадая в реку Медведицу. Построенные пять речных плотин, очень повысили уровень воды в реке, которой хватало на пять водяных мельниц: мельниц Якоби, Петра, Ханфальтина, Эрнста и Ротбарта. Вода в селе была в достатке, ее хватало для орошения угодий, где выращивались огурцы, помидоры, белокочанная капуста и другие овощи. Водоемы, которые возникли благодаря запрудам, кишели рыбами. Жители очень любили отдыхать на их берегах в воскресные дни, в праздники или же в конце рабочего дня. А дети проводили здесь почти все свободное время. Местные жители занимались хлебопашеством, в осенний и зимний периоды занимались выделки сарпинки, зарабатывали ежедневно по 20 – 30 копеек. Этой работой занимались преимущественно женщины и девушки 15 – 20 лет. Значительную роль играло производство трубок из корня, ствола березы и клена. Дерево закупали в Севастьяновке, Ключах возами (один воз – 6 рублей). Работать начинали в октябре и продолжали в течение всего года. Трубки продавали в местных лавках, а также в Камышине, «Козлове, Пензе, Сызрани, Оренбурге, Астрахани»¹. Местные жители сами занимались выращиванием хлеба. В основном это были яровая пшеница, рожь, овес, ячмень, еще выращивали в небольшом количестве просо, лен, горох, подсолнечник. С 1876 года в селе стали изготовлять веялки. Это производство начал Врункгардт. Он увидел веялку, привезенную от мелонистов² из–за Волги, и самым первым стал заниматься их изготовлением. Позже этим делом занимались около ста семей. Оно приносило 200 – 300 рублей в год. Дерево для веялок закупали на пристани в Сосновке. Детали из железа изготовляли местные кузнецы и продавали по 20 – 25 рублей за штуку. Каждую субботу собирались базары, в году проводилось две ярмарки: 29 июля и на Михайлов день. Так как у колонистов в большей степени возрастало потребность в знании русского языка, то в 1825 году пастор Лесно – Карамышского прихода Конради разработал проект училища по подготовке сельских должностных лиц на русском языке из числа колонистских детей. Но 3 октября 1828 года госдепартамент государственных имуществ засомневался в этом проекте, и было предложено учредить обыкновенные сельские школы. Основываясь повелениям Николая I от 7 ноября 1833 года, в Лесном Карамыше и Катериненштадте были учреждены 2 русскоязычные школы на 25 учеников каждая. Но эти два училища не удовлетворяли потребности деревенских школ в учителях русского языка. Проблема деревенской школы волновали немецкую общественность в Поволжье. Известно, что в 1867 - 1868 годах в Лесно – Карамышской школе, состоявшей из одного огромного зала, занимались одновременно по 450 детей в утреннюю и это же количество в послеобеденную смену. Ученики сидели на длинных скамейках, держали книги на весу. За столами сидели только избранные ученики. В этот период население составляло больше 1000 – 1500 человек. В 1875 – 1879 годах плохие условия для жизни вынудили многих уехать в Америку. Наверное, многие покинули бы село и после 1875 года, но от уехавших ранее поступали мало утешительные вести о том, что в Америке они не нашли то, что искали, и будь достаточно средств, то они вернулись бы назад. Но берегов Америки достигали далеко не все. Большинство погибали в пределах России. Знаменательным событием для села стало посещение его Пугачевым. В период восстания Пугачева, его отряды, двигаясь по Астраханскому тракту от Царицына к Саратову, побывали в Лесном Карамыше. Село довольно – таки быстро росло, число населения увеличивалось. В 1886 году в селе было 581 жилых домов, из них 348 каменных и 233 деревянных, крытых тесом – 181, соломой – 389, землей – 1. Существовало 45 промышленных заведений, 2 житийных и 10 лавок. В селе с 1767 года был основан Лютеранский приход священнослужителем Торнау (И.А.Торнов, 1767 – 1880г.г.). Теперь село очень отличалось от того поселения, каким оно было сначала. Условия жизни стали лучше. Люди уже не жили в землянках, а дома не были однообразными. Строения, промышленные заведения, Лютеранский приход – все это указывало на то, что село стремительно развивалось и подавало большие надежды на будущее. В Лесном Карамыше было образовано Лесно – Карамышское Центральное Русское Училище (ЛКЦРУ). Это училище было мужским. До 1917 года здесь училось, и окончил его лишь одна девушка – Эрика Карловна Дорш; ее отец долгие годы возглавлял это учебное заведение. Обучение было платное. Плата за обучение, содержание учеников, форма, учебники – все это за счет родителей. Обучались здесь дети из многих сел. Так как для обучения в такой школе нужны были деньги, то содержать своих сынов могли только обеспеченные родители. Училище было 4 классное. Поступающие в училище были в основном все немцы, и они уже должны были иметь определенные знания русского языка, потому что преподавание велось на русском языке. Мальчики начинали здесь учиться после начальной школы, а оканчивали училище в 18 – 19 летнем возрасте. Так как до поступления в училище им надо было приобретать знания русского языка, то родители отправляли детей на летние каникулы в русские деревни: Рогаткино, Пряхино, Золотое и другие. Поступив в училище, учащиеся должны были облачаться в форму темно – серого цвета, состоящую из брюк на выпуск, пиджака со стоячим воротником, кожаной обуви и ремня, с вдавленными в его пряжку буквами ЛКЦРУ. Учителями были как немцы, так и русские. После окончания ЛКЦРУ многие ученики становились учителями. Они должны были для этого сдавать экстерном экзамены при педагогическом учебном заведении по педагогике, методике и психологии. После сдачи экзаменов они получали право работать учителями. Некоторые из бывших учеников становились волостными и сельскими писарями после прохождения практики при сельском писаре. Часть учеников обучались бухгалтерски – счетному делу, еще часть становились служителями церкви. А кто – то после усердной дополнительной подготовки поступал в высшее учебное заведение и посвящал себя науке. Так постепенно благодаря этому небольшому училищу появлялась интеллигенция в немецком поселении. ГЛАВА II СОВЕТСКИЙ КАМЕНСКИЙ Началась Февральская революция 1917 года. Эту революцию, свержение царя встретили в училище с шумом и криками «Ура!». Со стен были сняты портреты царя Николая II и растоптаны. В училище не было никаких революционных организаций, не велись пропагандистские работы среди учащихся, поэтому молодежь реагировала на те события, которые происходили в Гримме и окружающих селах. Таким же образом приветствовали и «Октябрьскую Социалистическую революцию»¹. В результате школьной реформы 1918 года училище получило статус школы II ступени, затем семилетней школы, а в 30 годы – средней школы. По всем предметам преподавали на немецком языке, русский язык преподавался как второй язык – не как иностранный -, выпускники свободно говорили как на немецком, так и на русском языке. С победой Великого Октября в селе произошел ряд социалистических преобразований: «землю разделили между крестьянами по принципу справедливости и равноправия»². В связи с политикой национализации маленькие мастерские и частные производства, находящиеся на территории Гримма, были изъяты из частной собственности, и возникло государственное предприятие металлоконструкции завод «Рекорд». Эти преобразования привели к значительной активности селян. В ознаменование победы «Советской власти»³ работниками завода «Рекорд», солдатами вернувшимися с фронта, ремесленниками, крестьянами, учениками, учителями была организована демонстрация. Демонстрация 1 Мая и 7 ноября стали традиционными и проводились вплоть до 1941 года. Как правило, возглавляли шествие в эти праздничные дни «духовики»¹ - духовой оркестр, состоявший из членов семьи Шмидт. Этот оркестр существовал в поселке до Великой Отечественной войны, то есть до тех пор, пока всех немцев не выселили в Сибирь. В тяжелом и мрачном 1937 году массовых репрессий дирижер и руководитель оркестра без всякой на то причины был арестован и расстрелян. Но «духовики» нашли в себе силы продолжать свое доброе дело до самого горького конца. Позже почти все они погибли в трудовых лагерях от тяжелого труда и изнурительного голода. В 1918 – 1919 годах в Гримме была создана первая партийная ячейка. Ее членами стали рабочие завода «Рекорд», ремесленники, бывшие фронтовики. Первыми сельскими коммунистами руководили ярые, убежденные большевики, такие как Генрих Фрицлер, Якоб Мильберг, Якоб Эрлих, Якоб Вааг. Все они были ревностными сторонниками советской власти, первыми и самыми активными руководителями партячеек в Гримме. Все они до самого спецпереселения отдавали все силы для процветания советской власти. В 1922 – 1923 годах молодежь, работавшая на заводе «Рекорд», организовала первую комсомольскую ячейку. Из всех ее вожаков, как утверждает Якоб Шмаль, самыми видными были Александр Абих и Якоб Киндсфатер. Но позднее, как и всех остальных, «их ожидало спецпереселение, унизительное положение в трудовой армии, репрессии, годы заключения»². В годы коллективизации (1929 – 1930 года) был создан колхоз «Коллективист». Первым председателем колхоза стал Фридрих Фрицлер. Имя этого неутомимого труженика занесено в Золотую Книгу Почета Выставки достижений народного хозяйства. В середине 30 годов в результате реорганизации из колхоза «Коллективист» было создано четыре хозяйства: колхоз «Коллективист» и колхозы «Ударник», «Буденный» и «Чапаев». В оснащении различной техникой очень помогал завод «Рекорд». В 1937 году чугунно литейный завод «Рекорд» был реконструирован в станкостроительный завод. По итогам развития промышленности в 1932 году наркомат тяжелой промышленности (завод «Коммунист», «Рекорд», кирпичный) выпустил валовой продукции стоимостью 8,9 миллионов рублей. В 1934 году завод «Рекорд» был передан в руки «народного комиссариата машиностроения»¹. Изготовлявшиеся на этом заводе станки очень высоко ценились, так как они были универсальными, имели технические преимущества, были очень удобными в обслуживании. На эти станки был очень большой спрос на металлообрабатывающих заводах во многих областях нашей страны. Да, гриммляне умели самозабвенно трудиться, достигать высоких результатов в труде, но как чудесно они могли отдыхать. Во всей округе наше село прославилось умельцами, которые вносили радость в жизнь, создавали прекрасное настроение, прославились умением веселиться. В селе была художественная самодеятельность. В школе, в колхозных клубах, в Доме Культуры постоянно работали музыкальные, театральные кружки. Членами кружков становились все: дети, молодежь и более взрослое население. Музыкальным кружком руководил уже упоминавшийся выше Карл Яковлевич Шмидт. Этот кружок даже принимал участие в Энгельсе в празднествах в честь основания республики немцев Поволжья и был награжден денежной премией. Еще музыкальный кружок участвовал в июле 1937 года в школьной республиканской олимпиаде. Члены кружка провели целую неделю в Энгельсе и возвратились домой с ценной наградой. В Доме Культуры руководителем драматического кружка был Вольдемар Краус. На сцене театра ставили не только одноактные пьесы, но и русскую, немецкую классику, причем и русская, и немецкая классика ставились на немецком языке. Шли спектакли «Коварство и любовь», сцена с яблоком из «Вельгельма Телля» Фридриха Шиллера, «Цыгане» А.С.Пушкина, одноактные пьесы А.П.Чехова. также на школьной сцене был поставлен спектакль «Гибель эскадры» Александра Корнейчука. Жители Гримма очень любили петь и танцевать, особое пристрастие они имели к немецким танцам. В субботу по вечерам во всех клубах поселка звучала танцевальная музыка. Жителям села пришлось принести тяжелое, голодное время 1933 года. Весной 1932 года хлебные зерна сажали, бросая их прямо в грязь. Так в лексиконе многих жителей появилось выражение «грязный сев»¹. Естественно, осенью урожай не собрали. Весной, летом 1933 года много людей умирало от голода. Якоб Шмаль писал: «Возможно, что еще тогда «высокая аграрная наука» Лысенко начала свое кощунственное шествие по стране. А наше умершие от голода земляки стали первыми жертвами этого псевдоученого». Люди в поселке очень голодали, большинство умирало от голода. Бывали даже случаи каннибализма… Но голодала тогда не вся страна… Возникает вопрос: а ведь можно же было, значит, как то избежать этого ужаса? Почему же в одной и той же стране стоит страшный голод, а кто – то в этой же стране питается вдоволь? В то время у людей, возможно, тоже возникали эти вопросы. Но более вероятные ответы пришли позже. Многие связывают их с культом личности Сталина. Наступил 1937 год, а с ним пришел и изобильный урожай. В этот год урожай в Поволжье был большим, как никогда. Колхозники выполнили, а большинство даже перевыполнили все планы поставки зерна государству. Но это было тем единственным, что можно было вспомнить с радостью, со спокойствием. Начались массовые репрессии. По ночам исчезали многие жители села, и никто не знал почему и куда. Говорили, что так расправляются с «врагами народа»². Иснова появлялись вопросы: откуда так много «врагов народа»? В чем же они проявили свою враждебность? «Ведь еще вчера они вместе со всеми трудились, добивались социализма»¹, участвовали в гражданской войне. А сегодня они стали «врагами народа». Тюремная камера гриммовского НКВД постоянно была переполнена. Произвол НКВД выходил за рамки допустимого. Даже были случаи, когда с уроков, не дожидаясь звонка, на глазах у всех учеников уводили учителей. Так произошло с учителем русского языка и литературы Якобом Шрайнером и учителем физики и математики Генрихом Шенеманом. Что с ними сделали неизвестно до сих пор. То же самое произошло с учителем музыки Карлом Яковлевичем Шмидтом. Только спустя 30 лет его семья узнала, что он был расстрелян. Массовые репрессии вызвали опустение села, жителей становилось все меньше и меньше. Это был не первый случай опустения Гримма. Село пустело в годы гражданской войны, в голодное время, в период, когда жители покидали свою малую родину, собираясь в Америку. Но все – таки урожай 1937 года оживил людей. Село снова вступало на путь процветания. Созданная в 1931 году МТС вскоре стала одной из самых лучших в автономной республике. Вечерами снова слышалась музыка, были открыты двери клубов. Но не суждено было этому счастливому времени продлиться долго. В 1941 году началась война. Всех немцев выселяли в Сибирь, Казахстан, Алтай, их выселяли с обжитых, родных мест. Родных, потому что практически все родились здесь и выросли. «О выселении немцев Поволжья гласил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года»², Который появился в республиканских газетах 30 августа 1941 года. До последнего момента никто из жителей Гримма не верил в это, думали, что здесь какая – то ошибка. Около месяца они ждали роковой минуты. Все это время гриммляне собирали и сдавали государству урожай, который обещал быть очень высоким. Еще не вывезенный урожай тщательно укрывали, защищая от непогоды. В первой половине сентября началось выселение немцев. Их вывозили на поезде со станции Камышин. Попрощаться с уезжающими приходили многие люди, причем вне зависимости от национальности. В период войны на территории поселка была расположена система лагерей для военнопленных: «Каменлаг и Сарлаг»¹ (почти как ГУЛАГ). Теперь в поселке были в основном заключенные и военные, гражданских людей было очень мало. В самом поселке войны как таковой не было, лишь редкие авиабомбардировки. Но здесь также стояли разрушенные дома, люди терпели голод. Во время войны строили железную дорогу стратегического назначения Саратов – Сталинград. Строили ее преимущественно заключенные. Строительство велось по звуки вражеских бомбежек, происходивших рядом с поселком. Это строительство было очень важной помощью жителей в тяжелое время для страны. Еще жители писали письма, поздравления воинам, высылали вязаные вещи. По окончанию строительства железной дороги немецких заключенных этапировали в Сибирь и на Урал. На их место привезли заключенных, осужденных по разным статьям. Теперь они стали рабочей силой. Они работали на литейном заводе, сажали огороды, разводили скот. В зоне были разработаны парники, выращивали помидоры, огурцы, капусту. Этой продукцией обеспечивалось Саратовское население. Для небольшого числа живших здесь гражданских людей рабочих мест не было, они жили в основном по карточкам. Иждивенцам выдавали 200 грамм хлеба, рабочим – 500 грамм, детям – 300 грамм. Люди стали разводить для себя огороды и хозяйство. Хотя хозяйство было довольно скудным, но за его счет можно было жить. В Гримме работало 2 маслозавода, 2 мельницы: ветреная и водяная. В 1942 году все села и города в Поволжье были переименованы, так село Гримм превратилось в поселок Каменский. Возможно, оно получило это название в связи с множеством каменистых различных пород, находящихся на его территории. Но даже после переименования название Гримм употреблялось чаще, чем Каменский. Война закончилась. Государство старалось помогать населению страны оправляться от тяжелых бедствий, нанесенных войной. В 1945 году всем семьям погибших, живущих в поселке Каменский, было выдано по 20 килограммов картофеля, также выдали паек. Спустя десятилетия после войны Каменлаг прекратил свое существование. Забегая немного вперед, я скажу, что на месте корпуса матери и ребенка Камнлага образовали психиатрическую больницу, действующую, по сей день. В 1960 году эти корпуса стали перестраивать для больницы. В 1967 году в поселке появилась новая зона тюремного заключения, которая тоже существует в настоящее время. Ее называют УШ 382/23. Во время строительства новых корпусов колонии заключенные жили в бараках на территории современной улицы Нарат. Они строили колонии. Заключенные были осуждены по «ст.58 сталинской конституции – порча государственного имущества»¹. В 1949 году земли, принадлежащие селениям Гримм, Бауэр, Неймар (22 га) были выбраны для выращивания кормов и для создания на них конезавода. Директором конезавода был В.К.Лобанов, назначенный на эту должность «самим Буденным»². На заводе выращивали русских тяжеловозов. «Но на состоявшемся в 1950 году Пленуме ЦК была проанализирована работа конезаводов»³. Пришли к выводу, что содержать конезавод невыгодно. Поэтому конезавод был закрыт. В 1954 году был создан совхоз «Суворовский». От существовавших до этого здесь организаций совхозу достались механизированные мастерские, 20 тракторов, кузнецы, из хозяйства НКВД – небольшая молочная ферма. Первым директором стал В.К.Лобанов. Трудовой коллектив составляли выходцы из Баландинского района, жителей Курской и Тамбовской областей, завербованные в самом начале 1950 годов, жители окрестных сел. В основном в совхозе занимались животноводством, птицеводством, выращивали яровую пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу, подсолнечник. Но в 1960 году совхоз отказался от птицеводства. В это время в поселке было 3 детских садика, средняя школа, начальная школа, фельдшерско – акушерский пункт, в дальнейшем получивший статус участковой больницы. В начале 1950 года в совхозе начали торговать промтоварами и товарами первой необходимости. Затем, как уже было сказано выше, построили психиатрическую больницу и УШ 382/23 – зону тюремного заключения. Поселок Каменский развивался и рос на глазах. Практически все жители держат подсобное хозяйство имеют свои огороды. На 1 января 1982 года в личном секторе жителей поселка находилось 828 голов крупно – рогатого скота и 637 голов мелкорогатого, 12000 домашней птицы. В это время велась активная работа по благоустройству поселка: проводились субботники, было заасфальтировано 4 километра дороги, делались зеленые насаждения. В поселке была баня, пекарня, 8 магазинов, детские сады, школа, больница и Дом Культуры. По всем показателям поселок совсем не являлся отстающим. ГЛАВА III РОССИЙСКИЙ КАМЕНСКИЙ Во времена перестройки, когда в стране стоял кризис, поселок тоже не являлся исключением. Магазины стояли пустыми, был дефицит товаров. В это время хозяйство совхоза пришло в упадок. Менялась специализация сельского хозяйства, наступил дефицит в сельскохозяйственной технике и оборудовании, повысились цены на удобрения, ядохимикаты, на ветеринарное обслуживание животных. Но смешными были цены на закупку сельхозпродукции, с продажей которой денег не всегда хватало, на заработанную плату рабочих. У людей пропал интерес работать, за цифры на бумаге. Все это привело к развалу хозяйства, а «огромный совхоз разделили, как пирог»¹. Образовались акционерные общества, фермерские хозяйства, многие из которых не смогли удержаться наплаву и прекратили свое существование. Политические и экономические события оказали влияние на другие организации и предприятия поселка. Закрыли литейно – механический завод. Но более благоприятная обстановка оказалась в бюджетных организациях. Эти организации существуют и сегодня, а вот детские сады были закрыты. Начался отток населения из – за недостатка рабочих мест. Но это были лишь временные проблемы. Люди ко всему привыкают и приспосабливаются, и мои земляки пережили этот трудный период. Постепенно жизнь улучшалась. Вновь в центре поселка был открыт прекрасный детский сад. Очень хорошие результаты работы показывает СОШ № 10 поселка Каменский: много выпускников поступают в ВУЗы и средние учебные заведения. Многие выпускники остаются жить и работать в родном поселке. Юноши и девушки идут работать в УШ 382/23, Дом Культуры, психиатрическую больницу. Большинство сотрудников школы являются выпускниками нашей же школы. В числе выпускников нашей школы есть известные люди: Л.В.Сафонова (Муравьева) – заместитель министра образование Саратовской области, А.А.Калямин –военком Октябрьского района города Саратова, Э.А.Колотухин – преподаватель Политехнического института города Челябинска, Е.Н.Плешков – преподаватель СХА города Саратова, И.В.Выручаев – директор Дома Отдыха «Отрадное», А.И.Рожков – глава администрации Каменского округа, Н.В.Бурова (Алексеева) – директор средней образовательной школы № 10 поселка Каменский. На районных и областных конкурсах наши учащиеся занимают призовые места. Выпускник 2002 года Старцев Алексей был награжден знаком «Надежда губернии». Каменская психиатрическая больница является областной, в ней в настоящее время создано отделение наркологической реабилитации больных. На базе сельскохозяйственных организаций возникли фермерские хозяйства Алексеева, Амбарцумяна, Ваганова, Галичкина. Фермерское хозяйство Алексеева выращивает пшеницу, подсолнечник, ячмень, а хозяйства Галичкина, Амбарцумяна и Ваганова занимаются полеводством и животноводством (КРС, МРС, свиноводство) . В поселке имеются частные торговые предприятия Халиловых, Досовых, Шаповаловых, Соина, Воробей. Воробей помимо торгового предприятия открыл столовую, где население проводит свободное время. На территории поселка находится МУП ЖКХ¹, решающее вопросы водоснабжения и обслуживания жилищных хозяйств. В поселке имеются почтовое отделение и филиал Поволжского сбербанка. Радует то, что уровень жизни населения с каждым годом растет. Большинство людей имеют личный автотранспорт, дома и квартиры с хорошими бытовыми условиями. Но наряду с этими достоинствами есть и свои недостатки. Таковыми являются портящие внешний вид поселка заброшенные дома с земельными участками, дороги, требующие ремонта, недостаток рабочих мест. Каким же будет будущее поселка? Что изменится? Какими будут люди, живущие здесь? Я мечтаю, чтобы будущее моего поселка было светлым, чистым, безоблачным. А для этого мне и моим односельчанам нужно приложить все свои силы. Я хочу, чтобы поселок Каменский стал больше, увеличилась численность населения. А для того, чтобы это произошло нужно, чтобы выпускники, окончившие нашу школу, возвращались, получив образование. Нужно открыть новые предприятия, организации. Например, снова открыть литейно – механический завод, создать новую птицеферму. С появлением новых организации и предприятий появится много рабочих мест, а это очень важно. В поселке необходимо открыть парикмахерскую, сауну, участковую больницу, спортивно – тренажерный зал, открыть кинозал, в котором будет регулярный просмотр фильмов, можно создать Дом творчества для детей. Я уверена, что эти преобразования поддержат все жители поселка. Еще в будущем нужно позаботиться о нашей речке. Можно построить дамбы, очистить ее, развести в ней много рыбы и впредь следить за ее чистотой. Это очень здорово отдохнуть на прекрасных берегах, искупаться в жаркий летний день, наслаждаясь живописным видом местности. А ведь все это в наших руках, руках подрастающего поколения! Мы можем все это сделать, если приложим все усилия. Также я хочу, чтобы мой поселок раскинулся по двум берегам реки на большое расстояние, а люди жили бы дружно, сообща, помогая, друг другу. Для того, чтобы люди в поселке стали еще ближе и дружнее нужно проводить чаще мероприятия, в которых могли бы участвовать все жители, а не только школьники, нужно придумать праздник, который стал бы традиционным, общим для всех моих односельчан. Я очень хочу, чтобы будущее пришло к нам таким, каким я его описала. Конечно, в истории моего поселка были несколько неприятные моменты, были тяжелые времена, но нужно всегда помнить, что за темной всегда идет светлая полоса. Поэтому я верю, что у моей малой родины обязательно будет большое, светлое будущее.
Источник: http://Автор Потапова Е.А. |